Вернуться к Воспитательная работа

Психологическая копилка педагога и куратора

Говорят, что профессия педагога, – не просто призвание. Это образ жизни. Но жизнь преподавателя достаточно сложна. Как и каждый профессионал, учитель должен развиваться, самосовершенствоваться, проявлять творческий подход к работе. И настоящий педагог обладает современными умениями и навыками, имеет свою педагогическую позицию, интересуется и внедряет в работу инновационные технологии обучения.

Преподаватели часто задаются вопросами: как заинтересовать современных студентов и влюбить их в свой предмет, точно рассчитать время на занятии, логично выстроить последовательность этапов лекции, преодолеть затруднения при объяснении материала, как расположить к себе студентов?

Уважаемые педагоги и кураторы!

Представляем вашему вниманию подборку практических советов. Надеемся, что каждый найдёт для себя интересные и полезные, которые направят на правильные размышления и действия, помогут в совершенствовании профессионального мастерства.

Здесь Вы найдете советы о том, как создать индивидуальный профессиональный имидж, как завоевать доверие студентов, как организовать проверку домашнего задания, как похвалить студентов, на что следует обратить внимание при подготовке к уроку, как успешно провести родительское собрание и другие.

Данный материал будет интересен как молодым специалистам, так и опытным педагогам.

Имидж педагога Шахтерского колледжа кино и телевидения имени А.А.Ханжонкова

«Я есть то, чем признают меня окружающие»

У. Джеймс

Глубокие изменения, происходящие в общественной структуре, экономических, социальных и культурных процессах, модернизация образования предъявляют новые требования к качеству подготовки будущего преподавателя. Проблема индивидуального имиджа как отражения внутренней культуры личности в педагогической науке специально не изучалась. Действовал внешний фактор – имидж профессии, который, как предполагалось, должен создаваться государством. Сегодня роль индивидуального имиджа как презентации и утверждения уникальности субъекта обеспечивает не только профессиональную идентификацию и саморазвитие личности, но и, определяя становление культуры педагогической деятельности педагога, становится одной из актуальных проблем.

Имидж – (от английского image – образ, облик, изображение). Определённый образ личности или вещи, создаваемый средствами массовой информации, литературы или самим человеком. Так дано определение этого понятия в школьном словаре иностранных слов.

Внешний вид педагога

  • Культура одежды имеет не меньшее значение, чем культура поведения. В одежде она всегда должна присутствовать, так как является визитной карточкой учителя. «Одежда и одевает, и открывает человека».
  • Внешний вид преподавателя имеет довольно большое значение, так как его работа связана с общением с большим количеством людей, при этом их основная часть – подростки. В этом случае, классический, даже немного консервативный вид, куда уместнее, чем ультрамодные наряды.
  • Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью, внушать уважение и вызывать доверие.
  • Одежда должна быть удобной, но не противоречить общепринятым нормам приличия.
  • Идеальной формой одежды для преподавателя является такая, которая способствует сосредоточению внимания студентов не на изучении деталей одежды, а именно на усвоении материала. Такой одеждой может быть деловой костюм, который подчеркивает профессиональные, личные качества и официальность отношений с учениками. К деловому костюму относят пиджак с юбкой или брюками и блузку.
  • Для женщины – это не обязательно должен быть брючный костюм или пиджак с юбкой, это может быть и красивое, но элегантное платье.
  • В российских традициях чёрный, белый и серый цвета поднимают статус личности в глазах окружающих, а яркая цветная гамма может повлиять на качество усвоения материала классом, привлекая внимание исключительно к внешнему виду учителя. Выбирая пастельные, спокойные цвета, вы можете быть уверены, что внимание будет сконцентрировано именно на изложении вашего материала.

Предпочитающими цветами для деловой одежды считаются серый, чёрный, коричневый, бежевый, тёмно-синий, тёмно-бордовый. Блузки и рубашки могут быть нежных пастельных тонов. Старайтесь избегать люрекса, кожи, блёсток и искусственных материалов.

  • Украшений должно быть минимальное количество, они не должны быть яркими и броскими, если учитель не хочет, чтобы в течение всего урока студенты внимательно изучали её новое колье, вместо того, чтобы учиться.
  • Позаботьтесь о причёске, макияже и маникюре: вы должны производить впечатление ухоженной женщины. Чтобы выглядеть максимально естественно, макияж и маникюр подберите в сдержанных нейтральных тонах. Причёска должна быть в меру строгой. Цвет волос должен быть естественным.
  • Не приобретайте и не надевайте одежду из тканей, которые легко мнутся, потому что к середине рабочего дня будете выглядеть непрезентабельно.
  • Украшения и аксессуары следует выбирать неброские: прекрасно подойдут бусы из некрупного жемчуга средней длины, тонкие кольца из благородного металла, небольшие серьги.
  • Типичными деталями превосходства являются очки (идёт переоценка умственного и образовательного уровня), длинные волосы у мужчин (если это не протест хиппи, то идёт переоценка духовного, интеллектуального уровня, круга интересов).
  • Удачно подобранный гардероб поможет своему владельцу не только произвести благоприятное впечатление на окружающих, но и подчеркнёт его профессиональные и личные качества.

Силуэт одежды

  • Главная характеристика строгого стиля – особый силуэт костюма. Исследования психологов показали, что в восприятии большинства людей респектабельный костюм, свидетельствующий о солидном статусе владельца, имеет силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчёркнутыми углами (это справедливо как для женщин, так и для мужчин). С таким стилем несовместимы, например, свитер (особенно пушистый), мягкие брюки или джинсы, пышные платья с оборками и кружевами. В обыденном сознании подобные элементы, округляющие силуэт, свидетельствуют либо о низком социальном статусе владельца, либо о его принадлежности к «свободной» профессии.
  • Таким образом, поддержанию необходимой дистанции в группе лучше способствует высокостатусный «прямоугольный» силуэт. Все элементы одежды должны свидетельствовать об умеренности и уравновешенности.

Голос

  • Голос – звучащий имидж педагога, его главное орудие труда на уроках, внеклассных занятиях, родительских собраниях.
  • Голосом – при правильной дикции, интонировании, громкости, выразительности – можно заворожить, влюбить, увлечь, овладеть аудиторией.
  • А люди, голос которых всегда звучит в громком «ругательном» режиме, сразу отталкивают от себя других. Оправдывая себя, они заявляют: «Я не кричу, у меня такой голос». На самом деле это тревожный симптом: такое невротическое поведение они часто получают от родителей или от среды своего обитания. Для педагога такая голосовая манера – сигнал о профессиональной непригодности.
  • Над своим звуковым имиджем можно работать, и успешно.

Личностные качества преподавателя:

  • склонность к работе с подростками;
  • высокая степень личной ответственности;
  • самоконтроль и уравновешенность;
  • терпимость, безоценочное отношение к людям;
  • интерес и уважение к другому человеку;
  • стремление к самопознанию и саморазвитию;
  • находчивость и разносторонность;
  • тактичность;
  • целеустремлённость;
  • артистизм;
  • требовательность к себе и другим;
  • наблюдательность (способность) увидеть тенденции в развитии, формировании его умений, навыков, зарождение новых потребностей и интересов).

Преподавателю важно любить всех студентов одинаково: шалуна и послушного, сообразительного и тугодума, ленивого и примерного, а многим помочь стать лучше. Надо делить доброту души поровну между своими воспитанниками. Доброта и любовь к воспитанникам должны быть главным стимулом педагогической деятельности, общения с ребёнком. Доброе отношение к детям не должно ущемлять самолюбие и достоинство обучающихся, оно помогает учителю вовремя прийти на помощь студенту.

Преподаватель должен быть человеком большого сердца, огромного трудолюбия, неиссякаемой энергии. К каждому из студентов он должен найти подход: одному дать добрый совет, с другого строго спросить, к третьему подойти по-матерински ласково. Прикоснуться, обнять, поправить взъерошенные волосы, застегнуть туго набитый портфель, дать совет, выслушать секрет и называть детей только по именам. Всё это занимает какие-то секунды, но это важно в жизни каждого человека. В педагоге должно сливаться воедино и доброта, и простота, и строгость, и требовательность. Не только подросткам, но и всем людям, преподаватель должен дарить частички своей души. В нём должно уживаться терпение, мудрость, сила воли, оптимизм.

Чтобы научить студентов учиться, надо хорошо знать своих воспитанников, быть внимательным к ним, уметь вовремя заметить усталость, знать физическое состояние подростка на момент проведения занятия, уметь переключить их внимание, чтобы сохранить работоспособность.

Добрая улыбка, негромкий мягкий голос завораживает воспитанников. Доброжелательный тон, педагогический такт, эмоциональность, загадочность, неожиданность – вот творчество учителя. Стремление к творчеству может зажечь в детях лишь тот учитель, который работает сам творчески.

Советы для молодого преподавателя

  1. Найдите себя, свой образ. Преподаватель индивидуален, иначе и речи быть не может о творчестве. Это не исключает подражания, особенно на первых порах. Наоборот, приглядывайтесь к мастерам. Берите на вооружение то, что тебе кажется твоим, что тебе соответствует. Педагогика существует столько, сколь существует мир. Приёмы и находки не умирают с мастером, а передаются его ученикам и последователям. Но каждый настоящий педагог, даже перенимая, остаётся собой.
  2. Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к занятию, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в аудиторию последним. Добивайтесь, чтобы все обучающиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите группу, особенно – недисциплинированных студентов. Старайтесь показать обучающимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз всё меньше и меньше времени.
  3. Не тратьте время на поиски страницы Вашего предмета в учебном журнале, её можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе преподавателя записку с фамилиями отсутствующих.
  4. Начинайте занятие энергично. Не задавайте вопрос: Кто не выполнил домашнее задание? – это приучает обучающихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания – дело неизбежное. Ведите занятие так, чтобы каждый студент постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины.
  5. Увлекайте обучающихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп занятия, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
  • Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем обучающимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.
  • Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите студенту, над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
  • Заканчивайте занятие общей оценкой группы и отдельных обучающихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
  • Прекращайте занятие со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
  • Удерживайтесь от излишних замечаний.
  • При недисциплинированности обучающихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не даёт вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к группе.
  • Не замыкайтесь в своём преподавательстве. Если преподаватель только преподаватель, это скучно. Играйте на гитаре, пойте, пишите стихи, играйте в волейбол, собирайте марки, бывайте в театре и на выставках. Расширяйте круг друзей и знакомых. Общайтесь с самыми разнообразными людьми.