Дата проведения 04.10.2021г.
Цель:
1) познакомить студентов с историей профессионального праздника, с великими педагогами прошлого и учителями-новаторами, рассказать о непреходящем значении учительской профессии;
2) воспитывать чувство уважения к профессии педагога;
3) приобщать студентов к нравственным ценностям общества.
- Среди немеркнущих профессий,
- На вечность предъявляющих права,
- Учителям, как вдохновенным песням,
- Жить на Земле, пока Земля жива.
«Всё начинается с детства», – сказал великий поэт. А детство – с семьи и школы. Семья – это прежде всего мама, а школа – это прежде всего учитель. Два великих предназначения на земле. Отношение к матери – пробный камень всех человеческих достоинств. И отношение к учительскому призванию тоже! Само призвание воспитателя юных поколений – призвание святое! Ян Амос Каменский, великий мыслитель и педагог прошлого, говорил об учителях: «Им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под этим солнцем». А замечательный французский писатель, автор бессмертных романов «Очарованная душа» и «Жан-Кристоф» Ромен Роллан писал: «Преподавание – благороднейшее дело, и я понимаю, что, несмотря на все его трудности, оно может доставлять большую радость тому, кто умеет пробуждать молодые умы. Я помню, чем обязан своим учителям. Порой довольно одного случайно обронённого словаучителя, и вся наша жизнь озаряется новым светом!» О непреходящем значении школьного учителя прозвучало со страниц газет стихотворение Р.Рождественского:
- Вы знаете, мне по-прежнему верится,
- что если останется жить Земля, –
- высшим достоинством человечества
- станут когда-нибудь учителя!
- Не на словах, а по вещей традиции,
- которая завтрашней жизни под стать,
- Учителем надо будет родиться,
- И только после этого стать!
- Он, даже если захочет, не спрячется:
- на него, идущего ранней тропой,
- станут прохожие оборачиваться,
- будто бы на оркестр духовой!
- В нём будет мудрость талантливо-дерзкая,
- Он будет солнце нести на крыле…
- Учитель – профессия дальнего действия,
- Главная на земле.
Сеятели разумного, доброго, вечного – говорят об учителях. От них – всё лучшее в человеке. Часто можно услышать, как аттестуют авторитетного специалиста: «У него были отличные учителя!» Об этом и русская поговорка – «дерево и учитель познаются по плоду»
Слово «учитель» приобрело в наши дни широкий обобщающий смысл. Так называют выдающихся, оказавших влияние на развитие общества, создавших свои школы и направления во всех областях духовной сферы, имеющих своих учеников, последователей.
Если обратиться к истории Древнего Рима, то здесь проблема образования становится функцией государства. Учителя для привилегированного класса числились государственными чиновниками и назначались императорской властью. Рабы же обучались только ремёслам, и наставниками их были тоже рабы.
В эпоху средневековья в условиях роста городов и развития ремёсел феодалы использовали наёмных учителей, которые обучали детей чтению и письму. В эпоху капитализма профессия учителя становится массовой, так как для развития торговли и промышленного производства понадобились грамотные рабочие.
В России первое упоминание о школе находим в русских летописях 988 г. Больше тысячи лет тому назад. В «Повести временных лет» читаем : «Послал князь Владимир собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение»
Из глубокой старины сохранилось уважительное «Слово о том, яко не забывати учителей своих» Кирилла Туровского (12 век). Там можно прочесть такое поучение: «Если и научился и от простого человека, не от иерея, то держи в своём сердце и уме память о нём до исхода души своей…»
В Древней Руси складывалось искреннее почтение к учителю. В «Слове похвальном Сергию Радонежскому» Премудрый Епифаний восхваляет Сергия не только как чудотворца, но и как Учителя: «… он был отцам отец и учителям учитель…добрый пастырь, праведный учитель, неподкупный наставник»
На протяжении веков функция учителя не менялась. Он был, по определению Даля,- обучатель, то есть от него требовалось учить, поучать, наставлять. Но общество, крайне нуждавшееся в учителях, ничего не делало для удовлетворения их социальных нужд; они оставались незащищёнными, нищими, обездоленными.
Учитель!
Пусть тебя стократ
Восславят, возблагодарят
И вознесут на трон из песен,
Чтоб с каждым поколеньем впредь
Тебе волшебно молодеть
В труде, который так чудесен!
Самостоятельная работа.
Вопросы :
– Каких выдающихся педагогов прошлого вы знаете? Что вам известно о каждом из них?
– Какие казахские просветители вам известны? Какой вклад они внесли в развитие педагогической науки?
– Назовите современных российских и казахстанских педагогов-новаторов?
– Какие известные вам художественные произведения написаны об учителях?
(В. Распутин «Уроки французского», А.Платонов «Песчаная учительница», Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла», Ч.Айтматов «Первый учитель», А.Чехов «Человек в футляре» и другие)