«ЖИЗНЬ ПОСВЯЩАЮ КИНЕМАТОГРАФИИ»
В среду, 24 ноября, в Донецком республиканском краеведческом музее состоялось первое занятие в рамках реализации Республиканского культурно-просветительского проекта «#Яучусь&Музей».
В ходе мероприятия, научные сотрудники познакомили студентов с биографией нашего выдающегося земляка, пионера отечественного кинематографа Александра Алексеевича Ханжонкова, а также рассказали об истории становления кинотворчества и продемонстрировали киноленты, созданные в начале ХХ столетия.
Отметим, что Республиканский культурно-просветительский проект «#Яучусь&Музей» был утвержден приказом Министерства культуры №337-ОД от 31 августа 2021 года, в целях популяризации музейных мероприятий среди молодежи и повышения эффективности образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования сферы культуры.
Проект будет реализовываться в течение 2021-2022 учебного года.
Александр Ханжонков — основатель Ялтинской киностудии
Годы жизни: 08 августа 1877 — 26 сентября 1945
Страна рождения: Российская империя
Сфера деятельности: Сценарист, Режиссер
В 1905 году в Ростове-на-Дону молодой есаул Войска Донского Александр Ханжонков побывал на одном из первых киносеансов.
Он сумел разгадать в этом, тогда еще несовершенном, кинопродукте большие перспективы, он понял, что кинематограф ждет большое и счастливое будущее.
Молодой дворянин оставляет службу и бросается как в омут в новое и необычное для себя занятие. Он становится кинопредпринимателем. И теперь, когда мы говорим об истории российского кинематографа, мы одним из первых называем его — рыцаря отечественной киноиндустрии Александра Ханжонкова. Имея в наличии весьма незначительную сумму денег, Александр Ханжонков выезжает за границу для того, чтобы закупить фильмы и наладить контакты с европейскими кинофирмами. И то и другое ему удается. Человек он был честный, аккуратный и порядочный, и иностранные компании охотно соглашались сотрудничать с ним
В 1907 году Ханжонков решает заняться производством собственных картин. Пора уже было снимать фильмы о нашей русской жизни. Александр Алексеевич въезжает в Саввинское подворье и начинает строить студию и лабораторию для производства титров. Затем налаживает контакт с актерами и правлением труппы Введенского народного дома и приступает к съемкам. По сути дела, это были театральные спектакли, заснятые на пленку. Все снималось в театральных декорациях и в лучших традициях старого театра. В один день были сняты три кинокартины: «Песнь про купца Калашникова», «Выбор царской невесты» и «Русская свадьба в XVI столетии». Впервые на экране можно было увидеть актеров Ивана Мозжухина и Петра Чардынина.
К концу 1911 года на фирме Ханжонкова было снято уже более 30 художественных фильмов.
Эту картину представили царскому двору. Царь принял работу благосклонно и лично поблагодарил Александра Ханжонкова.
Александр Ханжонков заботился не только о личном благе и процветании собственной фирмы, но и о том, чтобы было хорошо всем его сотрудникам. Каждое утро в студии подавали завтрак. Зарплата у всех работников предприятия была достаточно высокая, во всяком случае бедствовать им не приходилось.
Уделял внимание Александр Алексеевич и тому, что у нас называется документальным и научно-популярным кино. В студии существовал специальный научный отдел, который выпускал по нескольку просветительских фильмов в год, таких как «Электрический телеграф», «Электрический телефон», «Кровообращение», «Пар», «Пьянство и его последствия». Эти картины показывали на специальных киносеансах в кинотеатре «Пегас», принадлежавшем фирме Ханжонкова.
Ханжонков откликался на все происходящие в мире события. Когда произошла катастрофа в итальянском порту Мессина, 50-метровая волна снесла целый берег и погибло сто тысяч человек, он немедленно отправил телеграммы в иностранные фирмы, представителем которых он являлся, с просьбой послать оператора снять это стихийное бедствие и прислать отснятое в Москву. По сути дела, это было уже телевизионной журналистикой. Все было сделано, как он просил, и российская публика смогла собственными глазами увидеть итальянскую трагедию.
Также благодаря Ханжонкову большое количество людей смогло увидеть похороны Льва Николаевича Толстого. Интересна съемка актеров МХАТа, которые во дворе театра разыграли маленькую сценку. Там можно увидеть Качалова, Станиславского, Корневу, Книппер и других. Наверное, Ханжонков уже тогда понимал насколько важными и нужными будут для нас сейчас эти свидетельства ушедшей эпохи.
У Александра Ханжонкова были проблемы со здоровьем, а в 1913 году, в 36 лет, он вообще оказался прикован к инвалидному креслу. Но продолжал активно работать. С 1908 по 1916 год киностудией Ханжонкова было выпущено около 300 художественных фильмов.
Прослужив два года в Москве, Александр Алексеевич с женой уезжает в Ялту и больше, по сути дела, не работает. Правда, он еще пытается что-то делать и представляет на суд дирекции ялтинской киностудии «Востоккино» свой проект производства цветных кинофильмов. Но это ничего не меняет. Кинопредприниматель Ханжонков никому не нужен в социалистической России.
26 сентября 1945 года Александра Ханжонкова не стало. Ушла целая эпоха из жизни нашего кинематографа. Тогда этого почти никто не заметил.