Воспитательный час для студентов 1-4 курсов на тему: «День учителя: история праздника и его ценность в условиях воспитания»

Дата проведения 04.10.2021г.

Цель:
1) познакомить студентов с историей профессионального праздника, с великими педагогами прошлого и учителями-новаторами, рассказать о непреходящем значении учительской профессии;
2) воспитывать чувство уважения к профессии педагога;
3) приобщать студентов к нравственным ценностям общества.

  • Среди немеркнущих профессий,
  • На вечность предъявляющих права,
  • Учителям, как вдохновенным песням,
  • Жить на Земле, пока Земля жива.

«Всё начинается с детства», – сказал великий поэт. А детство – с семьи и школы. Семья – это прежде всего мама, а школа – это прежде всего учитель. Два великих предназначения на земле. Отношение к матери – пробный камень всех человеческих достоинств. И отношение к учительскому призванию тоже! Само призвание воспитателя юных поколений – призвание святое! Ян Амос Каменский, великий мыслитель и педагог прошлого, говорил об учителях: «Им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под этим солнцем». А замечательный французский писатель, автор бессмертных романов «Очарованная душа» и «Жан-Кристоф» Ромен Роллан писал: «Преподавание – благороднейшее дело, и я понимаю, что, несмотря на все его трудности, оно может доставлять большую радость тому, кто умеет пробуждать молодые умы. Я помню, чем обязан своим учителям. Порой довольно одного случайно обронённого словаучителя, и вся наша жизнь озаряется новым светом!» О непреходящем значении школьного учителя прозвучало со страниц газет стихотворение Р.Рождественского:

  • Вы знаете, мне по-прежнему верится,
  • что если останется жить Земля, –
  • высшим достоинством человечества
  • станут когда-нибудь учителя!
  • Не на словах, а по вещей традиции,
  • которая завтрашней жизни под стать,
  • Учителем надо будет родиться,
  • И только после этого стать!
  • Он, даже если захочет, не спрячется:
  • на него, идущего ранней тропой,
  • станут прохожие оборачиваться,
  • будто бы на оркестр духовой!
  • В нём будет мудрость талантливо-дерзкая,
  • Он будет солнце нести на крыле…
  • Учитель – профессия дальнего действия,
  • Главная на земле.
Учитель… Как много скрыто в этом слове! Словари дают разные толкования этому званию. «Учитель – тот, кто обучает чему-нибудь, преподаватель», «тот, кто является высоким авторитетом в какой-нибудь области, имеет последователей, учеников». В.И.Даль, составитель «Толкового словаря живого великорусского словаря», пишет, что учитель – это «наставник, обучатель». В жизни каждого человека учитель играет очень важную роль, и, выйдя за школьный порог, став взрослым, многие с благодарностью вспоминают первого учителя, любимого учителя, лучшего учителя. Звание учителя во все времена считалось почётным, потому что его труд был всегда подвижническим, творческим. Ведь этот человек открывает своим ученикам двери в мир знаний, наставляет их, учит, как жить. Не случайно, если хотят отметить в ком-нибудь такие качества в превосходной степени, о нём пишут с большой буквы – Учитель.
В стихотворении «19 октября» (1825 г.) А.С.Пушкин отдал дань уважения своим лицейским наставникам: Наставникам, хранившим юность нашу, Всем честию, и мёртвым и живым, К устам, подъяв признательную чашу, Не помня зла, за благо воздадим. Любимым преподавателем Пушкина был Куницын. О нём Пушкин напишет: Он создал нас, Он воспитал наш пламень, Поставлен им краеугольный камень, Им чистая лампада зажжена. День Учителя в нашей стране отмечается в первое воскресенье октября как общегосударственный праздник.

Сеятели разумного, доброго, вечного – говорят об учителях. От них – всё лучшее в человеке. Часто можно услышать, как аттестуют авторитетного специалиста: «У него были отличные учителя!» Об этом и русская поговорка – «дерево и учитель познаются по плоду»

Слово «учитель» приобрело в наши дни широкий обобщающий смысл. Так называют выдающихся, оказавших влияние на развитие общества, создавших свои школы и направления во всех областях духовной сферы, имеющих своих учеников, последователей.

Если обратиться к истории Древнего Рима, то здесь проблема образования становится функцией государства. Учителя для привилегированного класса числились государственными чиновниками и назначались императорской властью. Рабы же обучались только ремёслам, и наставниками их были тоже рабы.

В эпоху средневековья в условиях роста городов и развития ремёсел феодалы использовали наёмных учителей, которые обучали детей чтению и письму. В эпоху капитализма профессия учителя становится массовой, так как для развития торговли и промышленного производства понадобились грамотные рабочие.

В России первое упоминание о школе находим в русских летописях 988 г. Больше тысячи лет тому назад. В «Повести временных лет» читаем : «Послал князь Владимир собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение»

Из глубокой старины сохранилось уважительное «Слово о том, яко не забывати учителей своих» Кирилла Туровского (12 век). Там можно прочесть такое поучение: «Если и научился и от простого человека, не от иерея, то держи в своём сердце и уме память о нём до исхода души своей…»

В Древней Руси складывалось искреннее почтение к учителю. В «Слове похвальном Сергию Радонежскому» Премудрый Епифаний восхваляет Сергия не только как чудотворца, но и как Учителя: «… он был отцам отец и учителям учитель…добрый пастырь, праведный учитель, неподкупный наставник»

На протяжении веков функция учителя не менялась. Он был, по определению Даля,- обучатель, то есть от него требовалось учить, поучать, наставлять. Но общество, крайне нуждавшееся в учителях, ничего не делало для удовлетворения их социальных нужд; они оставались незащищёнными, нищими, обездоленными.

Огромное влияние на развитие народного просвещения оказал в своё время ещё М.В.Ломоносов. Он придавал большое значение личным качествам учителя, его культуре, знаниям, умениям. «Надо, – указывал великий русский учёный, – чтобы учителя были люди способные и рачительные и должности свои исполняли прилежно, и своими поступками добрый пример показывали учащимся. Преподавать они должны так, чтобы не обременять учащихся выше меры и не создавать им слишком лёгких условий».
Заметный след в педагогической науке оставил выдающийся врач и педагог Н.И.Пирогов. В его представлении учитель – человек с нравственной свободой мысли, верящий в правду, готовый за неё к самопожертвованию. Только истинно знающий свой предмет учитель, искренне любящий детей, может обучать и воспитывать. По мнению Пирогова, педагог должен видеть в ребёнке личность, проявлять к нему гуманность, снисходительность к увлечениям и слабостям, воспитывать откровенность, стремиться, чтобы не развивались в воспитанниках пороки.
А.С.Макаренко был наделён таким талантом. Человек широкой души, педагог от Бога, Макаренко всю жизнь был увлечён проблемами воспитания. Великий учитель подходил к любому человеку с оптимистической гипотезой, хотя приходилось ему работать в колонии с ворами, насильниками и убийцами. Но его основной жизненный принцип: «как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше доверия к нему» – помог из нищей, полуразрушенной колонии в течение трёх лет создать передовую коммуну. (Необходимо обратиться к некоторым эпизодам «Педагогической поэмы»). Но тяжела была жизнь великого учителя. Не все разделяли его педагогические взгляды, и пришлось Антону Семёновичу покинуть свою коммуну. О своём педагогическом труде он рассказал нам в своей «Педагогической поэме».

Огромный вклад в развитие педагогической науки внёс В.А.Сухомлинский (1918-1970). Долгое время он был директором Павлышской средней школы в Кировоградской области. Всю недолгую жизнь он работал над проблемой создания настоящего коллектива. «Человек только тогда станет полноценной личностью, когда он будет чувствовать себя частью целого, будет болеть за общее дело как за своё собственное», – так считал знаменитый учитель. Его книга «Сердце отдаю детям» вызывает и сегодня неподдельный интерес. Сухомлинский писал: «Труд учителя ни с чем не сравним. Ткач уже через час видит плоды своих забот, сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла – это вершина его мечты; хлебороб через несколько месяцев любуется колосьями и горстью зерна, выращенного в поле. Учителю же надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения; бывает, проходят десятилетия, и еле-еле начинает обозначаться то, что ты замыслил; никого так часто не посещает чувство недовольства, как учителя; ни в каком труде ошибки и неудачи не ведут к таким тяжёлым последствиям, как в учительском…Учителю часто бывает некогда подумать о себе, так как он вынужден думать о других, и это для него не самопожертвование, не безропотное подчинение судьбе, а подлинное счастье личной жизни.

Учитель!

Пусть тебя стократ

Восславят, возблагодарят

И вознесут на трон из песен,

Чтоб с каждым поколеньем впредь

Тебе волшебно молодеть

В труде, который так чудесен!

Самостоятельная работа.

Вопросы :

– Каких выдающихся педагогов прошлого вы знаете? Что вам известно о каждом из них?

– Какие казахские просветители вам известны? Какой вклад они внесли в развитие педагогической науки?

– Назовите современных российских и казахстанских педагогов-новаторов?

– Какие известные вам художественные произведения написаны об учителях?

(В. Распутин «Уроки французского», А.Платонов «Песчаная учительница», Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла», Ч.Айтматов «Первый учитель», А.Чехов «Человек в футляре» и другие)

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.