Вернуться к Работа кружков и секций

Секция “История кино”

Ежедневно тысячи людей наслаждаются творениями кинопроизводства, но мало кто из них задумывается об их обратной стороне, мало кто из них знает какой путь, прошло кино, прежде чем стать таким, какое оно есть сейчас и какая работа была проделана, чтобы та или иная кинокартина попала на экран.

Искусство кино состоит в движении мысли и души и может иметь триединую ценность: духовно-эстетическую, социально-историческую и художественную.

Тема занятия “Виды и жанры кино” познакомила студентов с формами, выразительными средствами и композицией. Ребята узнали, что все фильмы делятся на четыре основных вида:

  1. Художественный, или игровой фильм.
  2. Документальное кино.
  3. Научно-популярное и учебное кино.
  4. Мультипликационное кино.

Жанры кино не имеют четких границ, которые обычно расплывчаты, и различные жанры могут непрерывно переходить один в другой, соединяясь и разделяясь. Каждый жанр, в свою очередь, может разделяться на несколько поджанров. В результате один и тот же фильм можно отнести к нескольким жанровым группам.

В процессе создания фильма самую важную роль играют, конечно же, люди, участвующие в нём. Этих людей вместе принято называть съёмочной группой.

Съёмочная группа — временный производственно-творческий коллектив, непосредственно работающий над созданием фильма, телепередачи, сериала. Съёмочная группа набирается после запуска литературного сценария в производство и постепенно расформировывается, начиная с окончания съёмочного периода.

В свою очередь вся съёмочная группа делится на три части:

Основной творческий коллектив

Режиссёр-постановщик — ключевой творческий руководитель, автор проекта, главное лицо на съёмочной площадке. Он интерпретирует сценарий и придаёт отдельным фрагментам кинофильма единство и законченность художественного произведения. Руководит работой почти всей съёмочной группы.

Оператор-постановщик, он же главный оператор — разрабатывает изобразительное решение фильма и руководит операторской группой.

Художник-постановщик — отвечает за изобразительно-декорационное решение и оформление фильма. Разрабатывает эскизы, делает макет декорационного комплекса, а также руководит постройкой декораций. Принимает участие в выборе мест для съёмок.

Художник по костюмам — утверждает эскизы костюмов.

Композитор — пишет музыкальные темы и музыкальное сопровождение для фильма.

Звукорежиссёр — курирует все этапы изготовления фонограммы. Формирует концепцию звука и создаёт художественные звуковые образы.

Так же в основной творческий коллектив входят следующие группы:

– Группа сценаристов:

Автор идеи или сюжета, книги или другого произведения, послужившего прототипом сценария.

Сценарист — пишет литературный сценарий фильма.

Консультант — специалист в той или иной научной дисциплине, который консультирует сценаристов и съёмочную группу по тематике сюжета фильма, историческим событиям, военной тактике и пр.

Редактор — проверяет грамматику, орфографию, пунктуацию текстов и корректирует опечатки и ошибки.

– Режиссёрская группа:

Режиссёрская группа, как правило, возглавляется режиссёром-постановщиком.

Второй режиссёр — помощник режиссёра-постановщика, занимается организацией и планированием съёмочного процесса.

Помощник режиссёра, то есть помощник второго режиссёра — следит за сменой исполнителей на площадке и составляет для каждой сцены график вызова актеров с указанием времени их рабочей смены.

Режиссёр по работе с актёрами — осуществляет подбор (кастинг) актёров на все ключевые и второстепенные роли. Учитывает психологическую и художественную совместимость актёров, а также решает вопросы взаимодействия режиссёра с актёрами.

Помощник режиссёра по сценарию — ведёт во время съёмок учёт по каждой сцене, чтобы при съёмке очередной была возможность убедиться в правильности следования сценарию во всех деталях. Также отслеживает число отснятых за день страниц и сцен сценария, число кадров, оценивает предполагаемое экранное время, а также отмечает случаи отступления от сценария.

Режиссёр монтажа — человек, ответственный за основные монтажные решения.

– Актёрский состав:

Актёр и актриса — одно из главных выразительных средств режиссёра. Различают актёров и актрис: первого (главная или ведущая роль) и второго плана и участников эпизодических ролей.

Дублёры — люди, не владеющие актёрской профессией, но по строению тела и внешности похожие на героев фильма. Они подменяет собой актёра или актрису при выполнении тех или иных сцен или при подготовке к съёмкам.

Массовка — участники массовых сцен с большим количеством людей. Они необходимы при съёмках сцен на улицах, в общественных местах и батальных сцен в военных фильмах.

– Трюковая группа:

Постановщик трюков — специалист, разрабатывающий трюки и их безопасное исполнение.

Исполнители трюков — выполняют задачу режиссёра-постановщика как дублёры или в эпизодических ролях.

Дрессировщик — в фильмах, с животными, исполняющими главные или эпизодические роли.

– Операторская группа:

Операторская группа подчиняется оператору-постановщику.

Кинооператор — является непосредственным помощником главного оператора, непосредственно управляет киносъёмочным аппаратом. При многокамерной съёмке или работе в несколько смен, в группе могут быть несколько операторов.

1-й Ассистент оператора — выполняет функции «фокус-пуллера», то есть управляет фоллоу-фокусом киносъемочного аппарата, фокусируя объектив на необходимых по замыслу объектах.

2-й Ассистент оператора — выполняет перезарядку киносъёмочного аппарата в случае отсутствия в группе отвечающего за это механика. Устраняет внезапно возникшие помехи в кадре.

Кроме перечисленных сотрудников, к операторской группе прикрепляются сотрудники постановочного цеха, цеха съёмочной техники.

«ЖИЗНЬ ПОСВЯЩАЮ КИНЕМАТОГРАФИИ»

В среду, 24 ноября, в Донецком республиканском краеведческом музее состоялось первое занятие в рамках реализации Республиканского культурно-просветительского проекта «#Яучусь&Музей».

В ходе мероприятия, научные сотрудники познакомили студентов с биографией нашего выдающегося земляка, пионера отечественного кинематографа Александра Алексеевича Ханжонкова, а также рассказали об истории становления кинотворчества и продемонстрировали киноленты, созданные в начале ХХ столетия.

Отметим, что Республиканский культурно-просветительский проект «#Яучусь&Музей» был утвержден приказом Министерства культуры №337-ОД от 31 августа 2021 года, в целях популяризации музейных мероприятий среди молодежи и повышения эффективности образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования сферы культуры.

Проект будет реализовываться в течение 2021-2022 учебного года.

Александр Ханжонков — основатель Ялтинской киностудии

Годы жизни: 08 августа 1877 — 26 сентября 1945

Страна рождения: Российская империя

Сфера деятельности: Сценарист, Режиссер

В 1905 году в Ростове-на-Дону молодой есаул Войска Донского Александр Ханжонков побывал на одном из первых киносеансов.

Он сумел разгадать в этом, тогда еще несовершенном, кинопродукте большие перспективы, он понял, что кинематограф ждет большое и счастливое будущее.

Молодой дворянин оставляет службу и бросается как в омут в новое и необычное для себя занятие. Он становится кинопредпринимателем. И теперь, когда мы говорим об истории российского кинематографа, мы одним из первых называем его — рыцаря отечественной киноиндустрии Александра Ханжонкова. Имея в наличии весьма незначительную сумму денег, Александр Ханжонков выезжает за границу для того, чтобы закупить фильмы и наладить контакты с европейскими кинофирмами. И то и другое ему удается. Человек он был честный, аккуратный и порядочный, и иностранные компании охотно соглашались сотрудничать с ним

В 1907 году Ханжонков решает заняться производством собственных картин. Пора уже было снимать фильмы о нашей русской жизни. Александр Алексеевич въезжает в Саввинское подворье и начинает строить студию и лабораторию для производства титров. Затем налаживает контакт с актерами и правлением труппы Введенского народного дома и приступает к съемкам. По сути дела, это были театральные спектакли, заснятые на пленку. Все снималось в театральных декорациях и в лучших традициях старого театра. В один день были сняты три кинокартины: «Песнь про купца Калашникова», «Выбор царской невесты» и «Русская свадьба в XVI столетии». Впервые на экране можно было увидеть актеров Ивана Мозжухина и Петра Чардынина.

К концу 1911 года на фирме Ханжонкова было снято уже более 30 художественных фильмов.

Эту картину представили царскому двору. Царь принял работу благосклонно и лично поблагодарил Александра Ханжонкова.

Александр Ханжонков заботился не только о личном благе и процветании собственной фирмы, но и о том, чтобы было хорошо всем его сотрудникам. Каждое утро в студии подавали завтрак. Зарплата у всех работников предприятия была достаточно высокая, во всяком случае бедствовать им не приходилось.

Уделял внимание Александр Алексеевич и тому, что у нас называется документальным и научно-популярным кино. В студии существовал специальный научный отдел, который выпускал по нескольку просветительских фильмов в год, таких как «Электрический телеграф», «Электрический телефон», «Кровообращение», «Пар», «Пьянство и его последствия». Эти картины показывали на специальных киносеансах в кинотеатре «Пегас», принадлежавшем фирме Ханжонкова.

Ханжонков откликался на все происходящие в мире события. Когда произошла катастрофа в итальянском порту Мессина, 50-метровая волна снесла целый берег и погибло сто тысяч человек, он немедленно отправил телеграммы в иностранные фирмы, представителем которых он являлся, с просьбой послать оператора снять это стихийное бедствие и прислать отснятое в Москву. По сути дела, это было уже телевизионной журналистикой. Все было сделано, как он просил, и российская публика смогла собственными глазами увидеть итальянскую трагедию. 

Также благодаря Ханжонкову большое количество людей смогло увидеть похороны Льва Николаевича Толстого. Интересна съемка актеров МХАТа, которые во дворе театра разыграли маленькую сценку. Там можно увидеть Качалова, Станиславского, Корневу, Книппер и других. Наверное, Ханжонков уже тогда понимал насколько важными и нужными будут для нас сейчас эти свидетельства ушедшей эпохи.

У Александра Ханжонкова были проблемы со здоровьем, а в 1913 году, в 36 лет, он вообще оказался прикован к инвалидному креслу. Но продолжал активно работать. С 1908 по 1916 год киностудией Ханжонкова было выпущено около 300 художественных фильмов.

Прослужив два года в Москве, Александр Алексеевич с женой уезжает в Ялту и больше, по сути дела, не работает. Правда, он еще пытается что-то делать и представляет на суд дирекции ялтинской киностудии «Востоккино» свой проект производства цветных кинофильмов. Но это ничего не меняет. Кинопредприниматель Ханжонков никому не нужен в социалистической России.

26 сентября 1945 года Александра Ханжонкова не стало. Ушла целая эпоха из жизни нашего кинематографа. Тогда этого почти никто не заметил.