Подростки и АУЕ

Уголовная романтика в среде молодёжи появляется в кризисные или переходные периоды. Переоценка ценностей, идеологическая пустота, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, конфликты с родителями подталкивают подростков искать единомышленников там, где отсутствуют социальные требования к своей жизни, к окружающим. Впрочем, иллюзорное отсутствие требований расслабляет только первое время. Ни в одном человеческом социуме на протяжении веков жить в обществе и быть свободным от него нельзя.

Что такое АУЕ?

Немногие россияне знают, что такое АУЕ. А под этой аббревиатурой скрывается криминальное молодежное движение, которое несет угрозу безопасности и стабильности общества. Ведь подростки, примыкая к нему, уходят из жизни, которую обеспечивает и предлагает общество. Они устремляются или их вовлекают в ту среду, которую называют криминальной.

АУЕ имеет несколько расшифровок:

«Арестантское уркаганское единство»;
«Арестантский уклад един»;
«Арестанты, уркаганы едины».

Время и место появления данной аббревиатуры не известно. Предполагается, что впервые аббревиатура АУЕ появилась и стала известной в середине 2000-х в Центральном федеральном округе, позднее этот термин перекочевал в Забайкалье и на Дальний Восток. Точных данных нет.

По словам некоторых специалистов, осознанно аббревиатура АУЕ впервые прозвучала в 2010 году в ходе массового погрома, устроенного несовершеннолетними осужденными в Белореченской воспитательной колонии Краснодарского края.

Некоторые специалисты считают, что родиной АУЕ является Забайкалье, а организатор этого движения — один из воров в законе. В 2015 году криминальный авторитет был задержан в одном из ресторанов столицы на воровской сходке, в данный момент он находится в заключении.

Говорят, что данный уголовник решил вернуть традицию пополнять так называемый «общак» с помощью школьников, попутно насаждая среди подростков воровскую идеологию. Так или иначе, молодежь очень быстро заразилась новым увлечением: к настоящему времени в Забайкалье практически не осталось ни одной школы или ПТУ, где бы ни присутствовали члены АУЕ. Вспоминается расшифровка аббревиатуры пресловутого ПТУ времён СССР: «Помогите Тупому Устроиться».

В чем опасность

Сегодня к АУЕ себя причисляют в основном молодые люди в возрасте от 13 до 17 лет, то есть школьного возраста. Чаще всего из неблагополучных семей, живущие в населенных пунктах, расположенных недалеко от мест заключения. Среди крупных городов, где глубоко пустила корни АУЕ, выделяются Челябинск и Чита. Если проследить географию данного явления, то можно заметить, что это те места, которые находятся в глубокой провинции. И уровень оснащения и подготовки школ остаётся на позициях прошедшего дня. С момента уничтожения СССР промышленные районы претерпели серьёзные изменения, многие мощные в прошлом предприятия прекратили работать и среда вокруг них напоминает гетто.

По своему содержанию кодекс АУЕ копирует блатной закон, запрещая любое сотрудничество с полицией и властями. «Ауешники» исповедуют культ силы, воровства и тунеядства. В их задачи также входит вербовка новых членов банды и регулярный сбор подати, которую они передают криминальным авторитетам, в том числе и отбывающим свой срок на зоне. Романтизация тюремной жизни легко встраивается в сознание подростка, если ему демонстрируют «братство» попавших в заключение.

Модель обложения данью своих соучеников в каком-то смысле копирует государственную налоговую систему. Члены АУЕ мыслят так: деньги, которые мы собираем, работают на будущее: сейчас мы финансово обеспечиваем зэков, а впоследствии уже новое поколение АУЕ будет снабжать нас деньгами, если мы окажемся в тюрьме. Сама мысль, оказаться в тюрьме, не пугает подростка. Напротив, именно там, в заключении, его ждут самые «лучшие друзья и товарищи». По этой причине психологически подросток готов к свершению преступления и наказанию за него.

Система поборов во многих городах

Забайкалья и Дальнего Востока приняла настолько массовый характер, что о ней не говорит лишь ленивый. Родители, администрация учебных заведений и правоохранительные органы прекрасно осознают масштабы бедствия, однако серьезно изменить ситуацию пока не в силах. Субкультура АУЕ в считанные годы охватила почти всю восточную часть России, постепенно подбираясь к крупным городам центрального региона. Полиция без дополнительной помощи противостоять многочисленным группировкам подростков не в состоянии. Остановить обезумевшую толпу может разве что оружие. Противоправные действия подростков подпитываются консультацией старших товарищей, уверяющих, что им, подросткам, нечего бояться. Старшие знают, что деяния подростков иногда не подпадают под статьи законов.

Не остаётся в стороне интернет. Проникновение и внедрение в жизнь инноваций широко используется не только во благо, но и во вред подрастающему поколению. Уголовный мир «не дремлет», осваивая всемирную сеть для своих целей. Масштабы проникновения этой субкультуры в общеобразовательные заведения поражают. По мнению экспертов, к АУЕ себя причисляют сотни тысяч подростков. Это наглядно видно также и из социальных сетей. К примеру, сетью «В Контакте» пользуются несколько сообществ, посвященных тематике АУЕ, с общим числом подписчиков свыше 200 тыс. человек. К сожалению, одурманенных воровской романтикой школьников становится все больше.

Самое страшное, что в скором времени эта неуправляемая шпана войдет во взрослую жизнь и многие из бывших членов АУЕ пополнят ряды организованных преступных группировок. И это может стать для государства большой головной болью, похлеще, чем разгул бандитизма в 1990-е.

Власти регионов все еще надеются решить проблему своими силами. Однако не получается. Например, в поселке Новопавловка Читинской области дело дошло до того, что родители детей, подвергшихся издевательствам со стороны членов группировки АУЕ, устроили над подростками самосуд. Несмотря на откровенно незаконный характер акции, полиция не торопится наказывать родителей. Пассивная позиция правоохранительных органов в данном случае может быть объяснена тем, что действенных мер по борьбе с демонстративно пренебрегающих законами подростков остановить не получается. И так как проблема, которую попытались решить родители самосудом, не под силу решить призванным заниматься этими вопросами.

Как решить проблему?

Только в 2016 году наличие проблемы растущей подростковой преступности стали признавать на федеральном уровне. Ответственный секретарь Совета по правам человека России Яна Лантратова в интервью газете «Известия» заявила, что «молодежное криминальное движение АУЕ взяло под свой контроль учебные заведения в 18 регионах России, в том числе в Бурятии, Московской, Челябинской, Ульяновской и Тверской областях, а также в Забайкальском и Ставропольском краях». Говоря иначе, АУЕ распространяет своё влияние по всей стране. И темпы такого влияния заставляют задуматься о последствиях для всего подрастающего поколения. Президент России поручил разработать комплекс мер, которые бы защитили детей от влияния тюремной субкультуры. Первым шагом на этом пути стал законопроект, внесенный депутатом Думы Антоном Беляковым. Он предусматривает запрет «пропаганды преступных ценностей и криминального образа жизни». Впрочем, запретить не означает оградить. Как известно, «запретный плод – сладок». Весёлая жизнь с отсутствием каких бы то ни было обязательств перед близкими и обществом в целом может привести к катастрофическим последствиям в масштабах всей страны.

Имеет смысл присмотреться к поведению своих детей, и мальчиков и девочек, обращая внимание на их увлечения. Компьютер в современной жизни часто заменяет живое общение со сверстниками и взрослыми. Вовремя предупредить и оградить от такого опасного увлечения под силу каждому родителю. Впрочем, выбор остаётся за взрослыми и детьми в том случае, когда государство устраняется от выполнения своих обязательств перед гражданами. И иллюзорные отчёты о контроле над ситуацией могут сыграть плохую шутку.

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.