11 апреля члены ВПК “Юнармия” Шахтерского колледжа кино и телевидения имени А.А.Ханжонкова провели митинг, посвященный памяти Михаила Девятаева.
Девятаев Михаил Петрович- легендарный советский летчик. Родился 8 июля 1917 года в поселке Торбеево в семье крестьянина. Был тринадцатым ребенком в семье.
Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. Уже на второй день на своем И-16 участвовал в воздушном бою. Боевой счет открыл 24 июня, сбив под Минском пикирующий бомбардировщик Ju-87. Затем защищал небо Москвы.Командир звена 104-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии старший лейтенант Девятаев М.П. в воздушных боях сбил 9 вражеских самолетов.
Вечером 13 июля 1944 года вылетел в составе истребителей Р-39 под командованием майора В. Боброва на отражение налета вражеской авиации. В неравном воздушном бою в районе Львова был ранен в правую ногу, а его самолет подожжен. В последний момент покинул падающий истребитель с парашютом. С тяжелыми ожогами захвачен в плен.
Допрос следовал за допросом. Затем его на транспортном самолете отправили в разветотдел абвера в Варшаву. Не добившись от Девятаева никаких ценных сведений, немцы отправили его Лодзинский лагерь для военнопленных. Позже переведен в лагерь Новый Кенигсберг. Здесь, в лагере с группой товарищей Девятаев начал готовить побег. По доносу предателя организаторов побега схватили. После допросов и пыток их приговорили к смерти.
Девятаев с группой смертников был отправлен в Германию в лагерь смерти под Берлином. Но ему повезло: в санитарном бараке парикмахер из числа заключенных заменил его бирку смертника на бирку штрафника, убитого охранниками из числа учителя Дарницы Григория Степановича Никитенко.
В январе 1945 года, когда фронт подошел к Висле, Девятаев вместе с заключенными Иваном Кривоноговым, Владимиром Соколовым, Владимиром Немченко, Иваном Олейником, Михаилом Емецом, Петром Кутергиным, Николаем Урбановичем и Дмитрием Сердюковым начал готовить побег. Был разработан план угона самолета с аэродрома, находившегося рядом с лагерем.
Во время работ на аэродроме Девятаев украдкой изучал кабины немецких самолетов. С поврежденных самолетов, валявшихся вокруг аэродрома, снимались таблички приборов. В лагере их переводили и изучали. Всем участникам побега Девятаев распределил обязанности: кто должен снять, чехол с трубки Пито, кто убирать колодки от колес шасси, кто снимать струбцины с рулей высоты и поворота, кто подкатывать тележку с аккумуляторами.
Побег был назначен на 8 февраля 1945 года. По пути на работу на аэродром заключенные, выбрав момент, убили конвоира. Чтобы немцы ничего не заподозрили, один из них одел одежду и стал изображать конвоира. Таким образом, удалось проникнуть на стоянку самолетов. Когда немецкие техники отправились на обед, группа Девятаева захватила бомбардировщик.
Девятаев запустил двигатели и начал выруливать на старт. Чтобы немцы не увидели его полосатую арестантскую одежду, пришлось раздеться до гола. Но взлететь незамеченными не удалось – кто-то обнаружил тело убитого охранника и поднял тревогу. В сторону «хенкеля» бежали со всех сторон немецкие солдаты.
Девятаев начал разбег, но самолет долго не мог взлететь (позже обнаружилось, что не были убраны посадочные щитки). При помощи товарищей Девятаев, что есть силы, тянул на себя штурвал. Только в конце полосы «хенкель» оторвался от земли и на малой высоте пошел над морем. Опомнившись, немцы послали в погоню истребитель, но обнаружить беглецов ему не удалось. Девятаев летел , ориентируясь по солнцу. В районе линии фронта самолет обстреляли наши зенитки. Пришлось идти на вынужденную. «Хенкель» совершил посадку на брюхо южнее населенного пункта Голлин в расположении артиллерийской части 61-й армии.
Особисты не поверили, что заключенные концлагеря могли угнать самолет. Беглецов подвергли жесткой проверке, долгой и унизительной. Затем отправили в штрафные батальоны. В ноябре 1945 года Девятаев был уволен в запас. Его не брали на работу. В 1946 году, имея в кармане диплом капитана, с трудом устроился грузчиком в Казанском речном порту. 12 лет ему не доверяли. Он писал письма на имя Сталина, Маленкова, Берии, но все без толку. Положение изменилось только в конце 50 годов.
Вскоре война закончилась, но вместо заслуженной славы Михаил Петрович, как бывший военнопленный был осужден трибуналом и репрессирован. И лишь 15 августа 1957 года подвиг Михаила Петровича Девятаева и его товарищей получил достойную оценку: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1957 года Девятаеву Михаилу Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали « Золотая Звезда».
В книге рекордов Гиннеса о Михаиле Петровиче Девятаеве написано: «Странным образом отмечен подвиг советского летчика- истребителя лейтенанта Михаила Девятаева, сбитого над Львовом 13 июля 1944 года. Он единственный в мире летчик, которого за один и тот же подвиг сначала посадили в тюрьму, а затем удостоили высшей государственной награды».
После войны офицер запаса стал первым на Волге капитаном речного скоростного судна и водил его 30 лет. Более 30 лет Михаил Петрович проработал в Казанском речном порту. Выйдя на пенсию, он активно занимался общественной работой: был членом президиума Республиканского комитета ветеранов войны и Республиканского комитета ветеранов войны и Республиканского совета организаций ветеранов, создал Фонд Девятаева, встречался с молодежью.
В 1957 году он стал одним из первых капитанов пассажирских судов на подводных крыльях «Ракета». Позже водил по Волге «Метеоры», был капитаном- наставником. Удя на пенсию, он активно участвовал в ветеранских движениях, создал Фонд Девятаева, оказывал помощь тем, кто в ней особо нуждался.
Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1и 2 степеней, медалями. В Торбеево открыт музей Героя. Умер 24 ноября 2002 года. Похоронен на аллее Героев Арского кладбища Казани.
В России о Михаиле Девятаеве был снят документальный фильм «Побег с острова смерти», а в Германии и девяти его товарищам поставлен памятник в знак признания особого значения их побега с секретной базы Пенемюнде.