28 февраля по инициативе Центрального дома кинематографистов на базе Шахтерского колледжа кино и телевидения открыт Клуб Центрального дома кинематографистов СК РФ.
Этот проект показался нам созвучным времени.
В «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина
России» сказано, что, несмотря на установленные российским законодательством
общественные нормы и приоритеты, у российских граждан в настоящее время не сложилась
ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую
историко-культурную и социальную общность.
Известно, что «кино — не только самое важное, но и самое массовое из искусств».
Роль кинематографа трудно переоценить. Это массовое и востребованное молодежной
аудиторией искусство, обладающее значительным художественно-воспитательным потенциалом, являющееся в настоящее время одним из наиболее влиятельных факторов
социализации подростков и молодежи. Однако современная киноиндустрия, как правило,
ориентирована на развлечение, образовательные и воспитательные цели оказываются мало
востребованными массовым зрителем.
Работа над проектом киноклуба является актуальной
и социально-значимой, так как дает возможность выстроить целостную систему
организации воспитательной среды, в которой будут гармонично сочетаться педагогически
значимое содержание, эффективность мультимедийной формы и возможность организовать
«диалог поколений» и творческую самореализацию обучающихся.
Данный проект обладает огромным потенциалом в плане работы над формированием
духовно-нравственных качеств молодых людей. Занятия киноклуба предполагают
обсуждение широкого спектра жизненных проблем, что, в конечном итоге, способствует
становлению личной нравственной позиции ребят, «принятию» и усвоению ими норм
морали, правил поведения.
Программа занятий киноклуба включает в себя работу над базовыми нравственными
ценностями, свойственными архетипу культуры народов России: Родина, дружба, любовь,
семья, почитание родителей и предков, социальная справедливость, правда, труд, здоровье.
Один из основных акцентов в своей работе дискуссионный киноклуб делает
на формирование ценности здорового образа жизни в молодёжной среде. Необходимость
работы в данном направлении обусловлена тревожной ситуацией, сложившейся в
образовательном учреждении.
Цель проекта: Формирование системы духовно-нравственных ценностей,
устойчивых моральных принципов и активной жизненной позиции студентов через
организацию деятельности студенческого киноклуба
Задачи:
- Способствовать нравственному саморазвитию студентов через развитие у них умений:
- эмоционально откликаться на просмотренные документальные и художественные
кинофильмы; - раскрывать основные идеи произведений киноискусства;
- проникать в мотивы поведения, мысли и чувства персонажей.
- Формировать ценностное отношение студентов к жизни, осознанную позицию молодых
людей по отношению к актуальным общественно- и личностно-значимым проблемам. - Формировать негативное отношение молодёжи колледжа к вредным привычкам и
антиобщественным устремлениям. - Создавать условия для раскрытия и реализации творческих возможностей и
интеллектуальных способностей ребят. - Развивать эстетический вкус и навыки самостоятельного критического мышления
студентов. - Обучить членов киноклуба современной технике и методике ведения диалога и
дискуссии, культуре публичного выступления и самовыражения. - 7.Развивать коммуникативные способности и навыки культурного общения студентов
(умение слышать других, критически подходить к своему и чужому мнению). - Обеспечить проведение активного позитивного досуга обучающихся колледжа и их
занятость во внеучебное время.
Одним из приоритетных направлений деятельности клуба станет участие наших студентов в Масштабном всероссийском проекте «Киномарафон студенческих работ Центрального дома кинематографистов. Региональные школы», который пройдет с 6 по 9 апреля в Центральный дом кинематографистов Союза кинематографистов России при участии Министерства культуры Российской Федерации.
В рамках киномарафона пройдет конкурсная программа игровых и документальных фильмов, мастер-классы от ведущих российских кинематографистов и круглые столы на актуальные для киноиндустрии темы.
В марафоне примут участие студенты профильных вузов из 12 городов: Казани, Санкт-Петербурга, Красноярска, Краснодара, Челябинска, Нальчика, Иркутска, Ростова-на-Дону, Сергиева Посада, Перми, Донецка и Луганска.
В задачи киномарафона входит популяризация российского кино и поддержка молодых кинематографистов, усиление значимости профильного высшего образования, повышение профессионального уровня начинающих деятелей кино из разных регионов России.
Данное мероприятие посетили почетные гости
В рамках открытия клуба состоялся премьерный показ фильма Евгения Григорьева “Руками” В фильме рассказано, что обычный человек, безусловно, может стать героем. Особенно, если он собственными руками создает то, без чего не могут прожить другие. Печет хлеб, разводит рыбу, собирает мебель или варит сталь. Спасает жизни или собирает самолеты. Вниманию зрителя — истории нескольких людей, труд которых почти не ценят, но именно они делают наш мир возможным.
Предлагаем познакомиться с историей развития и деятельностью Дома кино.
В начале прошлого века великий режиссер Сергей Эйзенштейн предложил создать клуб, который стал бы центром общения кинематографистов, а также местом знакомства с новинками кино.
В первой четверти XX века, в период бурной индустриализации в России, в город хлынули толпы людей из деревень и сел. Правительство стало открывать так называемые народные дома для культурного отдыха рабочих и их семей. Народный дом на Васильевской улице открылся в 1909 году. Он был самым большим и красивым в Москве – его назвали Алексеевским в честь наследника Николая II. Но только в 1934 году здание бывшего народного дома на Васильевской было передано в ведение кинематографистов, где и расположился Московский дом кино. В дальнейшем он несколько раз менял свои адреса: Ленинградский проспект (в помещении гостиницы «Советская»), затем на улице Воровского (сегодня – Поварская) в Театре-студии киноактера.
В старом здании Дома кино трижды выступал вождь мирового пролетариата Владимир Ленин: 21 июня, 23 августа и 14 декабря 1918 года на митингах трудящихся и на рабочей конференции Пресненского района, о чем свидетельствует мемориальная доска при входе в Союз кинематографистов.
21 февраля 1935 года в Доме кино впервые состоялось открытие Московского кинофестиваля – тогда он назывался Советский кинофестиваль в Москве. Кинокартины прислали из девятнадцати стран. Во время Великой Отечественной войны и в послевоенное время (с 1941 по 1959 годы) кинофестиваль не проводился. Он был возобновлен в 1959 году по инициативе секретаря ЦК КПСС Екатерины Фурцевой и стал проводиться каждые два года. В 1997 году было принято решение о ежегодном проведении Московского международного кинофестиваля. Дом кино и сегодня является одной из основных площадок, где проходят программы ММКФ.
В 1968 году к старинному зданию, где располагался Союз кинематографистов, по проекту архитектора Евгения Стамо было пристроено новое здание Центрального дома кинематографистов. В нем начали проходить творческие конференции, посвященные важным вопросам кинопроизводства, международные и российские фестивали, презентации новых книг о кино, премьерные показы фильмов, встречи со зрителями и деятелями других видов искусств, политическими деятелями и т.д., театральные постановки и авторские фотовыставки. Попасть в Дом кино можно было только по членским билетам Союза кинематографистов и специальным приглашениям.
В те годы на всю Москву славились легендарные ресторан и бар Центрального Дома кинематографистов, где готовили замечательный турецкий кофе на песке, подавали знаменитые тарталетки — высокие корзиночки из очень тонкого теста, бутерброды с севрюгой, шашлыки по-карски, пельмени по рецепту С. Герасимова, котлеты по-киевски, уложенные на крутон, то есть на длинный поджаренный ломоть хлеба. А также водку, коньяк, нарзан и грузинские вина. Там отмечались и триумфы, и премьеры, и разные драматические события, когда люди приходили, что называется, заливать горе. Все это происходило в Доме кино – здесь была сосредоточена кинематографическая жизнь.
Режиссер Сергей Параджанов превращал премьеры своих полуопальных фильмов в невиданные по тем временам шоу. Когда показывали «Цвет граната», на авансцене Большого зала лежали горы гранатов, стояли старинные вазы и медные кувшины, перед экраном был расстелен пестрый восточный ковер. Среди публики можно было увидеть Майю Плисецкую, Родиона Щедрина, Андрея Вознесенского и многих других выдающихся личностей.
В те годы в Доме кино можно было встретить Владимира Высоцкого, Иннокентия Смоктуновского, Беллу Ахмадулину, Олега Ефремова, Михаила Козакова, Андрея Тарковского, Алексея Германа, Эльдара Рязанова, Леонида Гайдая и др. Здесь отмечались премьеры легендарных фильмов, сюда, как в родной дом, приходили умнейшие и талантливейшие люди страны. Еще большей сенсацией становились показы в Доме кино зарубежных кинолент, которые не были доступны в массовом прокате в СССР. Попасть на такие просмотры было крайне трудно.
В 70-80-е годы прошлого века свои фильмы в Доме кино показали Федерико Феллини, Анджей Вайда с Беатой Тышкевич. Бернардо Бертолуччи привез картину «Двадцатый век». Франко Дзеффирелли показал фильм «Ромео и Джульетта», состоялся показ ретроспективы фильмов Фассбиндера. Софи Лорен представляла фильм «Подсолнухи». Дом кино посещали Марчелло Мастроянни, Жан Поль Бельмондо, Ким Новак, Джина Ллолобриджида с персональной фотовыставкой.
Здесь во время ММКФ проходил Профессиональный клуб кинематографистов (ПРОК), где шли очень горячие, очень живые дискуссии, в которых участвовали Милош Форман, Эмир Кустурица и многие другие известные кинематографисты.
Киноискусство уникально, оно синтезирует деятельность многих творческих профессий, для объединения которых и был создан Дом кино. Многие десятилетия, функционируя в составе Союза кинематографистов России, Дом кино является престижным клубом профессионалов, где всегда рады гостям.
Одновременно Дом кино может вместить в трех кинозалах (Большом, Белом и Малом), а также в конференц-зале около 1800 зрителей. В фойе Большого и Белого залов проходят фото- и художественные выставки.
В настоящее время в Центральном Доме кинематографистов проходят премьерные и предпремьерные показы, просмотры фильмов, церемонии вручения кинематографических премий, кинофорумы, Съезды Союза кинематографистов России.
В Доме кино постоянно проводятся разнообразные клубные мероприятия: всевозможные киноциклы, творческие лаборатории, специализированные проекты. Раз в месяц проходят показы новых фильмов для ветеранов кино. В выходные на постоянной основе работает Детский клуб: премьеры новых отечественных и зарубежных картин для детей, лучшие детские фильмы прошлых лет, программы анимационных фильмов.
В Центральном Доме кинематографистов находится великолепный витраж, украшающий фойе Большого зала. Этот витраж создал в 1951 году великий французский художник Фернан Леже. В 1968 году при проектировании и строительстве нового здания Дома кино произведение мастера было подарено Союзу Кинематографистов СССР женой и соратником художника Надей Леже (Надеждой Ходасевич) и с тех пор этот витраж является безусловным символом и главной визитной карточкой Центрального Дома кинематографистов.
Председатель Союза кинематографистов Российской Федерации Никита Сергеевич Михалков.
Михалков Никита Сергеевич – актер, кинорежиссер, сценарист и продюсер, народный артист Российской Федерации, Председатель Союза кинематографистов России, Президент Российского фонда культуры, Президент Московского международного кинофестиваля, основатель и Председатель Правления ООО «Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова», лауреат премии «Оскар», обладатель множества кинонаград, среди которых два «Золотых льва» Венеции и «Золотая раковина» в Сан-Себастьяне (Испания).
С 1997 года Никита Михалков возглавляет Союз кинематографистов РФ.
Благодаря многолетним усилиям Никиты Михалкова на сегодняшний день Союз кинематографистов РФ является мощной профессиональной творческой организацией, которая объединяет около 5 тысяч членов и имеет представительства в 48 регионах страны.
Н.С.Михалков не только сохранил единство СК России, самого заметного и авторитетного творческого профессионального Союза страны, но стал и по сей день является гарантом этого единства, дающего возможность дальнейшего развития Союза.
На посту Председателя Союза кинематографистов РФ Н.С. Михалков уделяет особое внимание развитию российской киноиндустрии, созданию благоприятных условий для развития качественного кино в России, развитию фестивального кинодвижения в России.
В 2002 году под руководством Михалкова, была основана организация, получившая название «Национальная Академия Кинематографических искусств и наук», которой принадлежит создание национальной Премии за достижения в области кинематографа «Золотой Орел».
Значительную роль Н.С. Михалков отводит поддержке мастеров кино и театра старшего поколения, на постоянной основе реализуя серию социально культурных проектов.
С первого года пребывания на посту Председателя и по настоящее время Н.С.Михалков отчисляет свои личные средства для оказания материальной поддержки остронуждающимся членам СК России. В последние годы введена новая норма социальной поддержки ветеранам СК России. За весь период работы его в должности Председателя Союза кинематографистов сумма перечисленных им личных средств исчисляется не одним десятков миллионов рублей. При поддержке Никиты Михалкова издаются книги членов СК РФ.
Немалые средства на благотворительность и социальную поддержку нуждающимся членам Союза поступают от Фонда помощи ветеранам кино «Урга-территория любви», который был создан в 2008 году. Его учредителями стали Российский Фонд культуры и Национальная Академия кинематографических искусств и наук России. Фонд был создан по личной инициативе Никиты Сергеевича Михалкова и сотрудничает с Фондом поддержки «Добрый Век» — семейным Фондом Виктора Феликсовича Вексельберга. Фонд «Урга» по инициативе Н.С.Михалкова, оказывает материальную поддержку и оплачивает медицинские услуги ветеранам кинематографии и вдовам видных деятелей кинематографии не только в России, но и в Латвии, Белоруссии, Украины, Молдавии, Узбекистана.
Н.С. Михалков уделяет значительное внимание поддержке и профессиональному развитию творческой молодежи. В частности, на постоянной основе дает лекции и мастер-классы в профильных вузах страны, делясь со студентами своим опытом и знаниями.
В октябре 2012 года был создан Молодежный центр Союза кинематографистов РФ, где Н.С. Михалков является Председателем Попечительского совета. Молодежный центр активно занимается продвижением работ молодых кинематографистов на международных и российских фестивалях и ТВ, проводит мастер-классы и образовательные программы, занимается организацией кинопоказов и многое другое.
В 2012 г. Н.С. Михалков учредил Киноакадемию Н. Михалкова – уникальный масштабный социально образовательный проект, целью которого является содействие профессиональному росту новой генерации кинематографистов, налаживанию творческих и человеческих связей между молодыми артистами разных стран, обмену опытом. За три года обучение в киноакадемии прошли 120 студентов, прослушали летние курсы и посетили мастер-классы – более 1000 человек. Обучение проводится исключительно на бесплатной основе. К преподавательской деятельности в киноакадемии привлекались такие мэтры российского театра и кино как: Сергей Соловьев, Андрей Эшпай, Владимир Грамматиков, Вадим Юсов, Эдуард Володарский, Алла Демидова. Мастер-классы для студентов проводили: Петр Тодоровский, Алексей Баталов, Карен Шахназаров, Александр Прошкин, Владимир Хотиненко, Глеб Панфилов и др.